Во ФГОС-2021 сформулированы максимально конкретные требования к предметам всей школьной программы соответствующего уровня, позволяющие ответить на вопросы: что конкретно школьник будет знать, чем овладеет и что освоит. Разработчики актуализировали требования к результатам обучения — теперь они полностью отвечают современным реалиям. Основой организации образовательной деятельности в соответствии с обновленным ФГОС остается системно-деятельностный подход, ориентирующий учителей на создание условий, инициирующих активную деятельность обучающихся на уроках.
ФГОС-2021 описывают систему требований к условиям реализации общеобразовательных программ, соблюдение которых обеспечивает равенство возможностей получения качественного образования для всех детей независимо от места жительства и дохода семьи.
Родители по-прежнему имеют возможность принимать участие в формировании вариативной части основных образовательных программ начального общего и основного общего образования школы, т.е. выбирать с учетом мнения ребенка факультативные и элективные учебные курсы, предлагаемые школой, а также учебные модули, обеспечивающие различные образовательные потребности и интересы обучающихся, в том числе этнокультурные.
Также в целях обеспечения индивидуальных потребностей, интересов учеников, запросов родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, возможностей школы вариативная часть образовательных программ начального и основного общего образования включает курсы внеурочной деятельности.
В стандартах появился значительный блок о развитии цифровых компетенций у обучающихся и использовании цифровых ресурсов в образовательном процессе. Предполагается, что информационные технологии помогут повысить качество результатов обучения. Главное — использовать их разумно и безопасно.
ФГОС-2021 обеспечивают личностное развитие учащихся, включая гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, трудовое, экологическое воспитание.
Обновленные ФГОС устанавливают, что изучение родного языка, родной литературы (для организаций, в которых языком образования является русский язык), второго иностранного языка осуществляется при наличии возможностей и по заявлению родителей.
Ознакомиться с особенностями образовательной программы начального общего и основного общего образования можно будет на официальном сайте конкретной образовательной организации.
Сайт Единое содержание общего образования
1. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для методических служб по сопровождению учителей в процессе реализации обновленных ФГОС начального общего образования и основного общего образования (2022 г.)
2. Письмо об организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных ФГОС начального общего и основного общего образования (2022 г.)
3. Методические рекомендации по формированию учебных планов (2022 г.)
1. Карта самооценки готовности общеобразовательного учреждения к введению федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО)